Проект «Развитие спортивно-оздоровительного туризма, туристской и краеведческой деятельности обучающихся Томской области»


Проект «Развитие спортивно-оздоровительного туризма, туристской

и краеведческой деятельности обучающихся Томской области»

 

 

Оглавление

  1. Паспорт проекта                                                                                                              3
  2. Актуальность                                                                                                                   6
  3. Цели и задачи проекта                                                                                                    8
  4. Механизм реализации                                                                                                     8
  5. Результаты проекта                                                                                                         10
  6. Индикаторы оценки результатов проекта                                                                     10
  7. Дополнительные условия реализации                                                                           11

Приложение 1. План-график (регламент) проведения мероприятий проекта на 2018 г.     12

Приложение 2. Заявка на поощрение туристско-краеведческого актива                              17

 

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Развитие спортивно - оздоровительного туризма, туристской и краеведческой деятельности обучающихся Томской области»

Нормативная документация

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Стратегия развития туризма  в Российской Федерации до 2020 г. от 11.11.2014 г. № 2246-р. (с изменениями от 26.10.2016г.) Концепция развития туризма в Российской Федерации;
  3. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. План мероприятий на 2015-2018 годы;
  4. Постановление от 30 октября 2014 г. № 413а «Об утверждении государственной программы «Развитие образования в Томской области»;
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 мая 2013 г., № 25).
  6. Приказ «Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения» от 29.10.2015г. № 182 «Об утверждении Положения о системе поощрения в детском туризме, Положения о почетном знаке «За заслуги в развитии детско-юношеского туризма» и эскизов отличительных знаков в детском туризме»

 

Руководители проекта

Неверова Вера Васильевна, председатель комитета воспитания и дополнительного образования Департамента общего образования Томской области,  stat@obluo.tomsk.gov.ru, 51-49-61

ОГБОУДО «Областной центр дополнительного образования», отдел реализации мероприятий и проектов, р.т. 3822 90-86-16, priem@tomskocdo.ru (общий).

Курасова Нина Николаевна, директор; тел.90-86-01

Москвичеков Дмитрий Георгиевич, заместитель директора по безопасности и организации массовых мероприятий.

Рабочая группа проекта,
их компетенции

Сотрудники отдела реализации мероприятий и проектов:

  1. Панюкова Галина Андреевна, методист.
  2. Фёдоров Виктор Петрович, педагог-организатор, специалист по краеведческому направлению.
  3. Кожевников Георгий Викторович, педагог-организатор, специалист по подготовке туристских дистанций.
  4. Привлечённые специалисты муниципальных образовательных организаций, а также из общественных организаций, вузов по направлению «туризм» и «краеведение»: ТГУ, ТГПУ, клубы туристов, Томская областная федерация спортивного туризма, ТО РГО (Русское географическое общество), Департамент по культуре и туризму Томской области, ТРО ООО РОССОЮЗСПАС  и др.

Целевая аудитория

  1. Педагогические работники образовательных организаций, использующие туристско-краеведческие формы воспитания и обучения детей.
  2. Обучающиеся общеобразовательных организаций Томской области.
  3. Обучающиеся, систематически занимающиеся туристско-краеведческой деятельностью по программам дополнительного образования.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: развитие спортивно-оздоровительного туризма, туристской и краеведческой деятельности обучающихся Томской области

Задачи:

  1. Увеличение охвата участников туристско-краеведческой деятельности из числа обучающихся образовательных организаций Томской области.
  2. Повышение уровня системной работы по вовлечению детей в туристско-краеведческие проекты и мероприятия.
  3. Привлечение к участию в развитии системы детско-юношеского и школьного туризма образовательных организаций Томской области.
  4. Увеличение количества мероприятий и программ туристско-краеведческой направленности, методического и организационно-педагогического сопровождения туристско-краеведческой деятельности с обучающимися на региональном уровне.
  5. Развитие патриотического воспитания у детей посредством приобщения к познанию Томской области.
  6. Создание условий для приобщения обучающихся к исследовательской деятельности в полевых условиях.

Сроки реализации проекта

2017 год, с пролонгацией решения части перспективных задач в течение 2017-2020 года

Объемы финансирования и источники проекта

Субсидия на выполнение государственного задания, привлеченные средства Совета ветеранов войны и труда Томской области, и иных привлеченных средств.

Ожидаемые показатели эффективности проекта

1.Разработанная модель сетевого взаимодействия проведения мероприятий на школьном, муниципальном и региональном уровне, максимальное количество муниципалитетов и образовательных организаций.

2.Увеличение количества участников областных мероприятий и их этапов (соревнований, слётов, краеведческих конференций).

3.Увеличение количества мероприятий. Создание повышения профессиональных компетенций для выявленных организаторов (семинары-практикумы, слёты, семинарские походы для учителей и их школьного актива).

4.Использование сетевого взаимодействия (создание и апробация модели) как резерва позволит отчасти уменьшить негативное влияние макроэкономических показателей на сферу образования (уменьшатся возможные колебания среднегодовых показателей (за три года) - количества участников туристского движения и других; повышение – рост, понижение – снижение.

 

 

Актуальность

Предлагаемый проект направлен на реализацию поручений Президента Российской Федерации по развитию культурно-познавательного туризма, детского и молодежного туризма, популяризацию культурных ценностей и наследия Российской Федерации.

Реализация проекта «Развитие спортивно-оздоровительного туризма, туристской и краеведческой деятельности обучающихся Томской области» соответствует государственной политике РФ и направлен на исполнение программных и стратегических документов Российской Федерации, а также мероприятий, предусмотренных поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации:

1) Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

2) Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 №941-р и Плана мероприятий по реализации стратегии туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2014  №2246-р;

3) Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 г. № 2567-р;

4) исполнение решений Координационного совета по развитию детского туризма в Российской Федерации.

Разработка данного проекта позволяет более полно реализовать Концепцию развития дополнительного образования детей, утвержденную распоряжением Правительства РФ и Стратегию развития туризма в Российской Федерации до 2020 года, в которой одним из приоритетных направлений является детско-юношеский туризм.

Детский и юношеский туризм – средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха, учебной и внеучебной воспитательной, в том числе общественно-полезной деятельности. Его характерными структурными компонентами являются поход, путешествие, экскурсия, экспедиция.

Детско-юношеский туризм обеспечивает всестороннее развитие подрастающего поколения (воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся), утверждение здорового образа жизни, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений среди детей и приобщения детей и юношества к патриотическому наследию своей Родины.

В рамках проекта реализуется модель развития туристско-краеведческого движения в условиях основного и дополнительного образования, с учётом ресурсных возможностей учредителя, задач развития и возможностей самоорганизации педагогического сообщества, использующего туристско-краеведческие формы образования и воспитания детей школьного возраста (возможности по обмену опытом, проведения открытых мероприятий в партнерстве с нашим учреждением).

Вариативность форм, средств и направлений обучения и воспитания в туристско-краеведческой деятельности и детско-юношеском туризме позволяют говорить о возможности создания эффективной системы непрерывного образования и развития личности детей. А разнообразие набора используемых форм и видов туристско-краеведческой деятельности на региональном уровне позволяет восстановить разнообразие в туризме, что, несомненно, скажется на привлекательности детско-юношеского туризма.

Так же туристско-краеведческая деятельность является одним из средств патриотического воспитания детей. Через участие в прикладных соревнованиях (виды спорта МЧС: пожарно-прикладной, спасательский), ознакомление с природой края, народным творчеством, традициями своего народа не только развивает физические и эстетические качества людей, но и их духовно-нравственную направленность.

Участники детско-юношеского туризма и туристско-краеведческой деятельности в Томской области являются частью социально-значимого всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество». Сформированное на базе образовательных учреждений туристско-краеведческое движение «Отечество» работает по 19 программным направлениям: 1) Родословие. 2) Летопись родного края. 3) Земляки. 4) Исчезнувшие памятники России. 5) Исторический некрополь России. 6) Археология. 7) Природное наследие. 8) Экология. 9) Юные геологи. 10) Культурное наследие. 11) Литературное краеведение. 12) Этнография. 13) Военная история России. 14) Великая Отечественная война. 15) Дети и война. 16) Поиск (поисковые отряды). 17) История детского движения. 18) Туристское мастерство. 19) Школьные музеи.

8, 11, 16 и 19-ое направление движения «Отечество» структурно реализуются в других направленностях дополнительного образования детей в Областном центре дополнительного образования; возможность функционирования других – учтена в рамках настоящего проекта. Полнота вовлеченности школьников в планируемую деятельность ограничена отсутствием профессионального специализированного подразделения туристско-краеведческой направленности. Большинство специалистов по проекту привлекаются в качестве волонтёров на безвозмездной основе.

При планировании деятельности по туристско-краеведческому направлению 2017 года в формате проекта развития применяется технологии программно-целевого планирования, выстроенного в логике проектирования «цели - пути – способы – средства – ожидаемые результаты».

 

Цели и задачи проекта

Цель – развитие спортивно-оздоровительного туризма, туристской и краеведческой деятельности обучающихся Томской области

Задачи:

1. Увеличение охвата участников туристско-краеведческой деятельности из числа обучающихся образовательных организаций Томской области.

2. Повышение уровня системной работы по вовлечению детей в туристско-краеведческие проекты и мероприятия.

3. Привлечение к участию в развитии системы детско-юношеского и школьного туризма образовательных организаций Томской области.

4. Увеличение количества мероприятий и программ туристско-краеведческой  направленности, методического и организационно-педагогического сопровождения туристско-краеведческой деятельности с обучающимися на региональном уровне.

5. Развитие патриотического воспитания у детей посредством приобщения к познанию Томской области.

6. Создание условий для приобщения обучающихся к исследовательской деятельности в полевых условиях.

 

Механизм реализации

1. Формирование системы событий (календаря) и их организационно-педагогическое сопровождение – областные соревнования, слёты, фестивали, конкурсы.

  • Проведение профильных смен (выездные лагеря и походы).

2. Научно-методическое и организационно-методическое сопровождение туристско-краеведческой деятельности.

Создание условий для обмена опытом, повышения профессиональных компетенций:

  • Участие в проведении научно-учебно-практических конференциях, организация семинаров-практикумов, учебных и проектных событий («круглые столы», сетевое общение, привлечение к экспертной работе).
  • Проведение мероприятий для повышения профессиональных и организаторских компетенций педагогов с учётом возможности организации обмена опытом.
  • Осуществление регионального мониторинга форм туристской деятельности в образовательных учреждениях Томской области. Введение в программу обследования показателей маршрутной, оздоровительной, воспитательной и квалификационной туристской работы с обучающимися, показателей инфраструктурной, кадровой обеспеченности туристско-краеведческой деятельности (школьные музеи, матбаза, туристские организаторы, снаряжение, лагеря, полигоны, сооружения, палаточные лагеря). Совершенствование методики подведения результатов (технология мониторинга, подведения результатов, привлечение независимых научных экспертов и экспертов-специалистов по детскому туризму).

4. Работа с одарёнными детьми.

Подготовка и отправка команд-победителей на всероссийские финалы и на соревнования Сибирского федерального округа, на всероссийские мероприятия:

Участие в соревнованиях «Школа безопасности» совместно с МЧС РФ.

·Награждение грамотами, туристскими значками за достижения по итогам прошедшего года, предоставление права подъёма флага на торжественном открытии областных этапов фестивалей «Школа безопасности», «Моя малая Родина», информационная поддержка в СМИ, видеосъемка и репортажи.

5. Поддержание системы мотивации руководителей и педагогических работников муниципальных образовательных организаций (общеобразовательных и дополнительного образования детей) на достижение результатов профессиональной служебной деятельности с использованием средств туристско-краеведческой деятельности:

-стимулирование деятельности руководителей объединений через формирование призового фонда и номинаций в рамках Областного смотра-конкурса детских специализированных (профильных) палаточных лагерей;

6. Развитие системы обратной связи с потребителями услуг дополнительного образования детей в муниципалитетах (дети и их родители), с участниками областных мероприятий Областного центра дополнительного образования (команды и их наставники):

с детьми и их родителями – через учёт и сопровождение одаренных детей, имеющих достижения (стали призерами и победителями конкурсов, соревнований).

с командами и их наставниками (педагогами, тренерами): в виде отзывов и пожеланий по проведенным мероприятиям, профессиональных консультаций по проектам положений, программ проведения мероприятий; в форме организации совместной деятельности (соучастие в подготовке судей соревнований, выделение судей от коллективов, в подготовке и проведении блоков программ областных мероприятий);

создания сети модельных центров в муниципалитетах и их организационно-методического сопровождения (проведение окружных отборочных соревнований, конференций; проведение соревнований по видам туризма);

с руководителями учреждений дополнительного образования детей, с представителями органов управления образованием:

в формате областных совещаний по вопросам развития образовательной деятельности.

7. Развитие партнёрства в рамках проекта.

Занятия туризмом способствуют самоопределению личности (жизненные цели, выбор профессиональных и культурных интересов). Поэтому учреждения профессионального образования также включены в перечень наших партнёров, чьи интересы совпадают с нашими проектными целями. Институт партнёрства развиваем с их участием:

  1. Главное управление МЧС России по Томской области (формирование на базе образовательных организаций детского движения «Школа безопасности»).
  2. Томская областная поисково-спасательная служба (безопасное проведение массовых туристских мероприятий).
  3. Научно-исследовательский Томский государственный университет (ТГУ).
    • Факультет физической культуры, кафедра спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины (профориентация, экспертные и судейские вопросы, организация стажировок для студентов).
    • Геолого-географический университет, кафедра краеведения и туризма (развитие исследовательской краеведческой деятельности).
    • Институт культуры. Кафедра музеологии.
  4. Томский государственный педагогический университет (ТГПУ). Кафедра безопасности жизнедеятельности (профориентация, экспертные и судейские вопросы, организация стажировок для студентов).
  5. Департамент по культуре и туризму Томской области /общие вопросы развития туризма и включения природного и историко-культурного наследия в программу воспитания и обучения детей/.
  6. Департамент по молодёжной политике, физической культуре и спорту Томской области (вопросы внедрения ГТО со школьниками, в части туризма).
  7. Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова /развитие краеведческой исследовательской деятельности/.
  8. Общественные организации, движения:
    • Томское отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество»;
    • Томская федерация спортивного туризма (подготовка судей, присвоение разрядов);
    • Томское отделение Всероссийского общественного движения «Школа безопасности»;
    • Областной совет ветеранов войны и труда, Вооруженных Сил и Правоохранительных органов (проведение мероприятий по плану областного организационного комитета «Победа»).

 

Результаты проекта:

1.Увеличилось количество занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом, туристской и краеведческой деятельностью из числа обучающихся Томской области на 9% по сравнению с предыдущими годами.

2.В систему развития детско-юношеского туризма было вовлечено восемь организаций дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности.

3.Количество мероприятий и программ туристско-краеведческой направленности на региональном уровне возросло на тридцать штук по сравнению с последними двумя годами.

4.Развитие патриотического воспитания у детей осуществляется посредством проведения слетов актива школьных музеев и участников туристско-краеведческого движения «Отечество» и проведением областного туристско-краеведческого фестиваля «Моя малая Родина».

5.Для создания основы приобщения обучающихся к исследовательской деятельности в полевых условиях проводятся ежегодный Региональный фестиваль Всероссийских образовательных организаций «Школа безопасности» и профильные смены, которые ежегодно дополняются новыми разработками с учетом потребностей обучающихся.

Индикаторы оценки результатов проекта:

1.Индикаторы увеличения количества участников туристского движения. Количество (охват) образовательных учреждений использующих туризм как средство воспитания, обучения, оздоровления и социализации:
  • проведение мониторинга среди образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования на количество проведенных туристских мероприятий среди обучающихся;
  • количество участников областных этапов соревнований, слётов, краеведческих конференций;
2.Индикаторы повышения кадрового потенциала туристского движения с участием взрослых и детей:
  • количество обучающихся в системе повышения квалификации турорганизаторов и краткосрочных мероприятий повышения профессиональных компетенций (семинары-практикумы, слёты, походы для учителей, очно-заочная школа турорганизаторов и инструкторов, участие в конкурсах профессионального мастерства и в составе команд на туристских дистанциях для взрослых);
  • количество турорганизаторов, совершивших маршрутные мероприятия в качестве руководителей походов, экспедиций (по данным регистрации групп в МКК – маршрутно-квалификационных комиссиях при органах управления образованием);
  • количество туристских организаторов образовательных организаций, привлекаемых к судейству и обслуживанию областных этапов туристских мероприятий в качестве судей, экспертов, начальников дистанций (постановщиков заданий, конкурсов), их опыт и квалификация.
3.Индикаторы устойчивости системы детско-юношеского туризма.
  • Количество социальных партнёров, с которыми имеются соглашения о совместной деятельности (МЧС, органы управления по вопросам семьи и детей, молодёжной политики, спорта, советы ветеранов, центры медицинской профилактики, вузы; соглашения о совместной деятельности, согласования положений о проведении мероприятий, письма поддержки, благодарственные письма; отзывы родителей, детей-участников, жалобы и протесты на проведенные мероприятия);
  1. Количество среднегодовых показателей (за три года) - количества участников туристского движения и других; повышение – рост, понижение – снижение.
  2. Индикаторы развития инфраструктуры системы воспитания средствами туристской деятельности. Создано и действует структурное профессиональное подразделение, укомплектованное кадрами, отвечающее за развитие детско-юношеского туризма (выписка из штатного расписания, годовой план работы подразделения).

I.Дополнительные условия реализации

Дополнительными условиями реализации проекта являются наличие следующих кадровых ресурсов:

  •  методист по туризму,
  •  методиста по краеведению,
  •  педагоги-организаторы,
  •  специализированное штатное подразделение,

 

Приложение 1

План-график (примерный регламент) проведения мероприятий проекта развития туристско-краеведческой направленности в ОГБОУ ДО «Областной центр дополнительного образования» на 2018-2020 год

  1. Областные мероприятия с педагогическими работниками по туристско-краеведческому направлению

№ п/п

Сроки реализации

Наименование мероприятия

Ответственный

  1.  

Ноябрь-декабрь

Организация и проведение областного конкурса профессионального мастерства руководителей музеев образовательных организаций «Зажги факел души»

Панюкова Г.А., Федоров В.П.

  1.  

Сентябрь-ноябрь

Организация и проведение областного смотра-конкурса музеев, комнат боевой и трудовой славы образовательных организаций Томской области

Панюкова Г.А., Федоров В.П.

  1.  

Июнь – декабрь

Открытый конкурс проектов экспедиций в области краеведения и рекреационного туризма с обучающимися Томской области (совместно с РГО)/

Направления (номинации):

- Исследовательские проекты сотрудничества и кооперации учреждений (открытые и сетевые проекты; экспедиционные школы исследовательской деятельности).

- Проекты по разработке маршрутов ГТО.

- Туристские экспедиции (разработка многодневных маршрутов Томской области по видам туризма: пешеходный, лыжный, водный, велосипедный).

Проекты-победители получают статус областных и поддержку.

Москвичеков Д.Г., Панюкова Г.А.

  1.  

Июнь-декабрь

Организация и проведение мероприятий для педагогов по проекту «Развитие исследовательской экспедиционной деятельности и спортивно-оздоровительного туризма».

Областной семинар-совещание по развитию экспедиционного туризма (совместно с РГО)

Москвичеков Д.Г., Панюкова Г.А.

  1.  

Май – сентябрь

Финал – презентация и награждение

20-21 октября

 

Областной смотр-конкурс палаточных лагерей.

Номинации:

«Палаточные лагеря»: до 45 чел. / свыше 45 чел.;

«Многодневные походы»;

«Краеведческая исследовательская деятельность, проекты».

Москвичеков Д.Г., Панюкова Г.А.

  1.  

Ноябрь-декабрь

Областной смотр-конкурс на лучшую организацию туристской работы в образовательных организациях. Номинации:

«Лучшая общеобразовательная городская школа»;

«Лучшая общеобразовательная сельская школа»;

«Лучшее учреждение дополнительного образования»;

«Лучшее муниципальное образование».

Москвичеков Д.Г., Панюкова Г.А.

  1.  

Декабрь

Организация и проведение регионального этапа Всероссийского конкурса методических материалов «Растим патриотов России»

Москвичеков Д.Г., Федоров В.П. Доманевский А.А.

Рекомендуемые к участию мероприятия по всем направленностям доп. образования:

  1.  

Апрель-июнь

Областной конкурс методических разработок (туризм и краеведение)

Ванюкова А.А., Панюкова Г.А.

  1.  

Ноябрь-март

Региональный этап Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ (направление туризм и краеведение).

Ванюкова А.А., Панюкова Г.А.

  1.  

Январь-апрель

Региональный этап Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (туристско-краеведческая номинация)

Ванюкова А.А., Панюкова Г.А.

Кроме того, в рамках реализации проекта развития детско-юношеского туристского движения для педагогов проводятся мероприятия:

  1.  

Январь-февраль

Профильные семинары-практикумы для педагогов организаторов детского отдыха. Включают в себя:

  • Проведение семинара по видам туризма в различные периоды года (зимний, летний, весенний, осенний);
  • Реализация на практике полученных знаний (постановка платки, сбор рюкзака, строительство иглу и т.п.)

Москвичеков Д.Г., Панюкова Г.А., Федоров В.П.

  1.  

Июнь

Областной семинар-практикум по организации туристских соревнований и слётов пос. Аникино, г. Томск.

Включает стажировку на судейских и организаторских должностях в судейской коллегии (совместно с ТФСТ)

Панюкова Г.А.

Кожевников Г.В.

  1.  

20-21 октября

Очно  + 10 дней заочно

Экспертный семинар-практикум «Подведение итогов летней оздоровительной компании» для организаторов летнего отдыха и туристской работы с обучающимися (по направлениям смотра-конкурса палаточных лагерей: лагеря, походы). Совещание по развитию детско-юношеского туризма с педагогами организаторами детского отдыха и приглашенными гостями: МЧС, Роспотребнадзор и др.

Москвичеков Д.Г.,

Панюкова Г.А.

  1.  

Ноябрь-май

Курсы повышения квалификации очные, заочные) для педагогов организаторов детского отдыха (формируются по мониторингу потребностей педагогов дополнительного образования и запросу в ТОИПКРО).

Москвичеков Д.Г., Панюкова Г.А.

  1.  

Январь

Совещание по развитию детско-юношеского туризма с педагогами организаторами детского отдыха и ТФСТ о предстоящих туристско-краеведческих мероприятиях

Москвичеков Д.Г.

Панюкова Г.А.

  1.  

Февраль

Мониторинг

Панюкова Г.А.

         

 

  1. Областные мероприятия с обучающимися Томской области по туристскому направлению

№ п/п

Сроки реализации

Наименование мероприятия

Ответственный

  1.  

Февраль-ноябрь

Областной туристско-краеведческий фестиваль «Моя малая родина» (совместно с РГО, детскими туристскими коллективами), включая Туристский слет детских команд для подведения итогов летнего отдыха (27 сентября – День туриста) с проведением соревнований среди команд-новичков по выживанию в лесу

  1. Участие в совместном проведении массовых слётов, соревнований, семинаров-практикумов
  2. Приглашения в открытые для участия экспедиции, сетевые походы, туриады, палаточные лагеря;
  3. Поощрение детско-юношеского туристского актива (значки «Юный турист России», «Юный путешественник», «Первый поход» и тематические значки);
  4. Поощрение дипломами лучших туристов по итогам года;
  5. Информирование о проведении открытых муниципальных, межмуниципальных мероприятий.

Москвичеков Д.Г., Панюкова Г.А., Федоров В.П.

  1.  

май-октябрь

Областной конкурс детской художественной фотографии (совместно с РГО).

Конкурсные фотографии по номинациям:

  • художественное творчество «Природа – творец всех творцов»;
  • краеведческая номинация «Мое село (мой город) – край родной» (природные и историко-культурные объекты родного края);
  • «Макросъемка»;
  • «Остановись, мгновение!»;
  • Свободная номинация для начинающих фотографов в возрасте до 13 лет «Юный фотограф».

27 сентября, международный день туризма - подведение итогов; награждение – на школьной секции «Родной край», октябрь

Москвичеков Д.Г.,

Панюкова Г.А.

  1.  

Июнь-ноябрь

Организация и проведение мероприятий для обучающихся по проекту «Развитие исследовательской экспедиционной деятельности и спортивно-оздоровительного туризма» (совместно с РГО) - организация экспедиции для обучающихся (проект победитель конкурса проектов экспедиций)

Москвичеков Д.Г., Панюкова Г.А.

  1.  

Июнь

Региональный фестиваль Всероссийских соревнований образовательных организаций «Школа безопасности» (включая Программу Всероссийских соревнований «Юные спасатели»).

  • Туризм: длинная и короткая командные дистанции (2 и 3 класса) пешеходного туризма.
  • Пожарно-прикладной спорт, эстафета.
  • Дистанция спасработ на воде «Юный водник». ПСР 2 класса
  • Краеведческая конкурсная программа.
  • Конкурсная программа турнавыков.

Москвичеков Д.Г., Панюкова Г.А., Кожевников Г.В.,

  1. Областные мероприятия с обучающимися Томской области по направлению краеведение

№ п/п

Сроки реализации

Наименование мероприятия

Ответственный

1

Февраль-апрель

Областная краеведческая конференция обучающихся образовательных организаций Томской области. Доклады, творческие работы-исследования по секциям (направлениям):

Москвичеков Д.Г.,

Федоров В.П.

2

Март-апрель

Участие в организации и проведении областного слёта актива школьных музеев, участников туристско-краеведческого движения «Отечество» (совм. с Советом ветеранов ВОВ)

Доклады, творческие работы-исследования по номинациям:

  • экспозиции моего школьного музея (презентация);
  • музейный предмет рассказывает;
  • героическая топонимика города, посёлка, села.

Москвичеков Д.Г.,

Федоров В.П.

 

Август

Летняя профильная смена юных туристов

Москвичеков Д.Г., Панюкова Г.А., Ермоленко Е.М.

4

Август,
8 дней

Летняя профильная смена юных краеведов
«Родной край»

Москвичеков Д.Г.,

Федоров В.П.

5

Октябрь

 

Секция для обучающихся в организациях общего и дополнительного образования «Родной край» международной научно-практической конференции «Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий» (совместно с НИ ТГУ).

Доклады, творческие работы-исследования по направлениям:

  1. Природные и исторические достопримечательности родного края как условия развития туризма.
  2. Туристские и экскурсионные возможности нашей области и Сибирского региона.
  3. Школьные музеи и их роль в патриотическом воспитании молодёжи, культурной жизни населённого пункта.
  4. Исследователи земли Сибирской (местные краеведы, учителя-географы, учёные: геологи, этнографы, археологи и т.д.).

Москвичеков Д.Г., Панюкова Г.А., Федоров В.П., Ермоленко Е.М.

Рекомендуемые к участию мероприятия по всем направленностям доп. образования:

  1.  

Январь-декабрь

Организация участия во Всероссийских мероприятий обучающихся Томской области – победителей областных конкурсов, фестивалей, соревнований, слётов по 6 направлениям системы общего и дополнительного образования

В т.ч.:

- «Школа безопасности» (участие детей во Всероссийских соревнованиях в Забайкальском крае). В программе: соревнования «Кросс», «КСУ (контрольно-силовое упражнение)», «Поисково-спасательные работы в акватории», «Поисково-спасательные работы в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера и в природной среде», конкурс санитарных постов. Приглашаются команды юных пожарных, юных спасателей (победители и призёры).

- Межрегиональная краеведческая конференция «Историко-культурное и природное наследие Сибири», посвященная деятельности РГО.

- Межрегиональной поисково-краеведческой конференции «Сибирия», Кемерово

Москвичеков Д.Г.

Фёдоров В.П.

Панюкова Г.А.

 

  1.  

Январь-декабрь

Совместные мероприятия туристско-краеведческой направленности с Казахстаном, в том числе обменные команды обучающихся для участия в соревнованиях на территориях РФ и РК

Москвичеков Д.Г.,

Панюкова Г.А.,

Федоров В.П.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Заявка на поощрение туристско-краеведческого актива

Заявка на поощрение актива
туристско-краеведческого объединения в 20___ году
__________________________________________________ наименование объединения

ведущего свою деятельность на базе образовательной организации _______________________________________________________________________________

в муниципальном образовании __________________________________________

По итогам годовой деятельности в учебном 20__-20__ году, с учётом текущих успехов в 20__-20__ учебном году, просим рассмотреть кандидатуры и предусмотреть поощрение наиболее активных участников объединения, имеющих достижения в учебной деятельности по программам дополнительного образования детей и во внеучебной воспитательной работе:

  1. ______ (количество, квота) награждением в торжественной обстановке российскими значками «Юный турист России»/ «Турист России». В список на поощрение включаем актив туристского объединения (одарённые дети, обладающие повышенной мотивацией к занятиям по данной направленности дополнительного образования детей, выступающие помощниками руководителями (младшими инструкторами) на учебных местах, юными судьями соревнований). К осени 20__ года (27 сентября – международный день туризма) они предполагают выполнить нормативы туристских значков и успешно завершить программы дополнительного образования детей (учебного года) (список 3 прилагается, возраст указан на момент включения в списки).

Список туристско-краеведческого актива № 1.

  •  

Фамилия, Имя

  •  
  1.  

 

 

  1.  

 

 

 

Согласие родителей на отправку указанных детей получено.

 

Список туристско-краеведческого актива № 2. Возраст участников от 13 до 17 лет.

Название смены «_____________»

  •  

Фамилия, Имя

  •  
  1.  

 

 

  1.  

 

 

  1.  

 

 

  1.  

 

 

  1.  

 

 

 

Название смены «______________________» (туристский маршрут)

  •  

Фамилия, Имя

  •  
  1.  

 

 

  1.  

 

 

  1.  

 

 

  1.  

 

 

  1.  

 

 

 

Список туристско-краеведческого актива № 3 к поощрению ___ из списочного состава объединения ____ чел.

  •  

Фамилия, Имя

  •  
  1.  

 

 

  1.  

 

 

  1.  

 

 

  1.  

 

 

  1.  

 

 

  1.  

 

 

  1.  

 

 

 

Разработал и составил заявку: _______________________________________________

Фамилия, Имя, Отчество, должность, организация, эл. адрес и сотовый телефон

Направил заявку: _____________________________________

Фамилия, Имя, Отчество, руководитель органа управления образованием/ или учреждения

 

Опубликовано:2016-02-05 16:30 | Обновлено:2016-02-05 16:30